Номинация
АПК – всему голова

За освещение актуальных аспектов в работе агропромышленного комплекса

Вкусная экскурсия

Репортаж о том, как в Липецкой области реализуется принцип «с грядки на прилавок».  Лозунгов на эту тему много, а вот когда призывы подкрепляются делом – на мой взгляд, редкость.

Вкусная экскурсия

Когда мне предложили принять участие в пресс-туре, который проводился областной администрацией в Липецке, я сразу же согласилась. Зацепила цель поездки: показать, как в области решается задача, поставленная главой администрации Липецкой области – наладить четкий сбыт продукции местных товаропроизводителей, реализовав принцип «с грядки – на прилавок». Работая журналистом, я не раз пробовала вкусную, натуральную продукцию, произведённую фермерами, но ещё не видела, чтобы её реализовывали столь массово, оперируя не лозунгами, а реальной помощью.

За стеклом

Настроение поутру было, прямо скажем, не очень – всю дорогу от Воронежа до Липецка стоял густой туман, который не слишком помогал ориентироваться в практически незнакомом городе. Ещё и опоздали – благо, что организаторы дождались нас. Но уже в первой точке, куда мы приехали в рамках пресс-тура, от плохого настроения не осталось и следа – в магазине «Покупайка» на ул. Космонавтов (местная сеть супермаркетов) стоял умопомрачительный запах ароматного свежевыпеченного хлеба.

Хлеб пекут прямо здесь, в магазине, причем изготовление происходит в формате «за стеклом». Покупатели могут видеть, как заквашиваются и выпекаются хлеб, батоны, булки – всего около 60 наименований. Продукция всегда свежая, её готовят трижды в день, поэтому, думаю, не стоит удивляться тому, что она весьма востребована покупателями.

Посетили мы и ещё две торговые точки. В одном павильоне агрофирмой «40 лет Октября» реализуются яблоки, повидло, джемы, соки, варенье… Сырьё для изготовления своё, выращенное в Лебедянском районе. Кстати, в агрофирме есть также своё дойное стадо и бычки на откорм, но мясо они больше реализуют в своём районе. А вот молоко их производства можно купить и в Липецке – торгуют с цистерн.

В другой торговой точке в ТЦ «Липецк» (в формате, опять же, «за стеклом») реализуется продукция компании ООО «Натуральные колбасы». Даже невооружённым глазом видно, что фирма оправдывает своё название. А уж если попробовал – за уши не оттянешь!

Магазин в магазине

В рамках нашей экскурсии нам предложили также оценить липецкое ноу-хау – торговые точки формата «магазин в магазине». В обычном супермаркете «Пятёрочка» я, например, никак не ожидала увидеть большой прилавок с вывеской «Липецкий фермер». Здесь продаётся мясо, выращенное фермерами, заключившими договора с одноимённым кооперативом, или вступившими в него. Продукция реализуется по вполне приемлемым ценам. Как вам, к примеру, утки и гуси по 300 рублей за килограмм?! Причём, такие «магазины в магазине» есть в «Пятёрочке», «Магните», «Ашане», «Покупайке» и «Липке». В основном там реализуется мясо и продукция пчеловодства. Понятно, что самим фермерам сложно выйти на прилавки супермаркетов, поэтому договорённости достигались на высшем уровне. Иными словами, помощь в реализации оказывается областными властями не на словах, а на деле.

Дальше наш путь лежал в Чаплыгинский район, где мы и насмотрелись, и надегустировались местной продукции от души.

Держим марку

Село Юсово. Небольшой молочный завод. Индивидуальный предприниматель, а также председатель снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива (СССПК) «Восход» Николай Рыжков в качестве сырья использует как молоко от собственного стада, так и закупает у других фермеров и в личных подсобных хозяйствах. Как признаётся Николай Николаевич, без помощи областных властей трудно было бы организовать такое производство и уж тем более выйти на рынок. Судите сами – большая часть средств, потраченных на покупку стада и оборудования для завода, вернулась ему в виду субсидий из бюджетов разных уровней, причем львиная доля – из областного.

Николай Рыжков предложил нам попробовать свою продукцию. Я такого молока не пила, наверное, со времён своего детства. И не только молока – и сливки, и ряженка, и сметана (ложка стоит), и йогурт, где помимо молока, закваски и натурального ароматизатора нет больше ничего – выше всяких похвал. Сейчас предприниматель только на пути к тому, чтобы зарегистрировать свою товарную марку «Дарьюшка», но продукцию уже итак распробовали не только в районе и областном центре – приезжают за ней и из соседних регионов. А чего ж не приезжать, если её расхватывают – только успевай на прилавок выкладывать.

А вот в другом кооперативе – СССПоК «Ломовской» – торговую марку уже зарегистрировали. И за мясными продуктами бренда «Ломовской» едут уже не только из близлежащих, но и из отдалённых регионов, в том числе и из столицы. Распробовали. В кооперативе большой ассортимент – тут тебе и мясо, и полуфабрикаты, и тушёнка, и колбасы разных видов… На прилавке красуются даже копчёные молочные поросята – словом, выбирай на вкус. Есть и своя пекарня. Объединяет всю продукцию одно – она натуральная и качественная. Как здесь считают, марку держать надо.

Кооперативный рынок тоже порадовал – свежая телятина, пахнущая молоком, свинина, сало, субпродукты в одной стороне, мясо птицы и кроликов – в другой. Между прилавков деловито снуют местные жители, одна покупательница нас даже попросила написать, что их рынок самый лучший: «Всегда берём здесь свежее мясо, очень нравится и обслуживание, и качество».

Устами младенца

А следующая торговая точка, которую мы посетили, просто ошеломила нас буйством красок. СПК «Долина», в чей магазин мы попали, занимается производством и реализации овощей, фруктов, ягод и продукцией на их основе. Тут тебе и соки, и варенья (просто рай для Карлсона), и солений море – квашеные и соленые огурцы, помидоры, капуста, всевозможные салаты… Поразило то, что на прилавках не турецкие помидоры и огурцы, а выращенные здесь же, в Чаплыгинском районе. Подумалось – это кто же такой влюблённый в овощеводство, что в начале ноября помидоры выращивает? Ну а с другой стороны – почему бы и нет, если ты знаешь, что твоя продукция востребована, можно и теплицы поставить….

…Домой мы ехали, «под завязку» набитые пакетами с продуктами, купленными в тех магазинах и на рынках, которые посетили. Да ещё и с подарками в виде молока, йогуртов и сметаны – спасибо Николаю Рыжкову. Потратили около трёх тысяч, чему искренне удивились – думали, что намного больше. Вкус и качество привезённых продуктов оценили все домашние. Младшая дочка, украшенная усами от йогурта, жуя балыковую колбасу, заявила: «Мам, очень нравится, спасибо! А ты теперь когда на такую вкусную экскурсию поедешь?». Что ж, как говорится, усами, ой, то есть, устами младенца…

Справка

Третий год в Липецкой области проводятся закупочные сессии. На сайте управления liptorg-cp.ru всегда имеется актуальная информация для аграриев о свободных площадях, пригодных для организации магазинов, складов и павильонов, а также о свободных торговых местах на рынках и ярмарках. Таких мест ежедневно имеется около полутора тысяч.

Приняты меры по снижению административных барьеров для организации деятельности сельскохозяйственных рынков посредством внесения изменения в нормативные правовые акты регионального уровня. Результатом снижения административных барьеров стала организация в этом году восьми новых сельскохозяйственных кооперативных рынков на территориях города Данкова, Хлевенского (2), Долгоруковского, Липецкого (2), Усманского, Добринского районов. В плане ещё четыре кооперативных рынка в городе Липецке.

Только цифры

* Для расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и содействия импортозамещению организовано и проведено 123 социальные областные ярмарки, где торговые местаучастникам предоставляются бесплатно. Ярмарочными мероприятиями охвачены все муниципальные образования, при этом в 36 сельских поселениях такие ярмарки состоялись впервые.

* В Липецкой области 56 постоянно действующих ярмарочных площадок для реализации сельскохозяйственнойпродукции, организаторами пяти изкоторых являются кооперативы. А этоещё 6 тысяч торговых мест. Кроме того, для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, создано 20 объектов торговли «Торговые ряды», включающих дополнительно 286 бесплатных торговых мест для «бабушек».

* В течение 2016 года количество только кооперативных стационарных магазинов, павильонов, киосков, торговых точек формата «магазин в магазине» увеличилось с 34 до 132.

* Создана 21 секция формата «магазин в магазине». Открыто 93 фермерских магазина, 18 сельскохохзяйственных павильонов.

* В результате совместной работы бизнеса и власти в Липецкой области доля отечественных продуктов питания в магазинах экономического класса составляет 95%.

* В рейтинге цен на продовольствие по Российской Федерации Липецкая область находится стабильно в пятерке лидеров.

Уважаемые члены жюри, войдите и оцените
работу по 10-бальной системе голосования:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Все работы представленные в номинации

Страницы